Интересные статьи

Виды пассажирского транспорта и сферы их применения

Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Под транспортной системой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений.
В свою очередь транспортная система объединяет железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, газонефте- проводный и промышленный виды транспорта. Отдельной строкой проходит городской транспорт.
 
Пути сообщения - автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, трубопроводы, специальные магистрали различных конструкций, приспособленные и оборудованные для движения подвижного состава.
 
Перевозочные средства - подвижной состав, трубопроводы, контейнеры, поддоны, оборотная и одноразовая тара.
 
Подвижной состав - локомотивы, вагоны, суда, самолеты, вертолеты, дирижабли, автомобили, полуприцепы, прицепы, транспортные тракторы, транспортные капсулы.
 
Технические средства и механизмы - погрузочно-разгрузочные машины, конвейеры, бункеры пакетоформирующие, сортировочные машины и т. д.
 
Средства управления и связи - комплекс устройств, обеспечивающих сбор, хранение, переработку и передачу информации.
 
Обустройство видов транспорта - железнодорожные станции, вокзалы, аэропорты, пристани, гаражи, стоянки, доки, ремонтные мастерские и заводы, склады, погрузочно-разгрузочные пункты, станции технического обслуживания и т. д.
 
виды транспорта
 
Различные виды транспорта, входящие в транспортную систему, должны функционировать во взаимосвязи, обеспечивая единство всей транспортной системы в целом. Единство транспортной системы достигается в:
  1. технической сфере взаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем;
  2. технологической сфере взаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;
  3. информационной сфере взаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию, по формам представления, скорости и своевременной выдачи информации одним видом транспорта для принятия решений на другом;
  4. правовой сфере взаимодействия, основу которой составляют: Устав железнодорожного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Устав автомобильного транспорта, сборник правил перевозок и тарифов, правила планирования перевозок;
  5. экономической сфере взаимодействия, основу которой составляет единая система планирования, распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;
  6. использовании наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.
Каждый вид транспорта является отдельной отраслью народного хозяйства и может рассматриваться как сложная динамическая система по осуществлению перевозок пассажиров. Поэтому решение задач взаимодействия различных транспортных отраслей в их взаимосвязи следует рассматривать как взаимодействие различных транспортных подсистем в общей транспортной системе страны. При этом каждый вид транспорта осуществляет перевозки в наивыгоднейшей для него сфере, а комплексная единая транспортная система в целом призвана обеспечивать полное удовлетворение потребностей общества в перевозках пассажиров.
 
Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в перевозках неодинакова и зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:
  • характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющего его возможности по освоению предъявляемых перевозок;
  • размещение транспортных средств относительно предприятий и населенных пунктов и разветвленность транспортной сети;
  • организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки и надежность доставки.
 
Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т. д. Для определения сфер целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.
 
При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются: уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок); капитальные вложения; время движения и сроки доставки; наличие провозной и пропускной возможностей; надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность; гарантии сохранности багажа; условия эффективного использования транспортных средств; наличие соответствующих линейных сооружений для обслуживания пассажиров и возможность предоставления сопутствующих услуг.
 
Значения этих показателей на каждом виде транспорта различны и во многом определяются мощностью и структурой пассажиропотоков, дальностью поездок, временем отправок, типом подвижного состава, состоянием материально-технической базы вида транспорта и ряда других. Отметим основные технико-экономические особенности, характеризующие специфичность транспортных систем различных видов транспорта.
 
Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:
  1. Неразрывная связь с городами, населенными пунктами и предприятиями, расположенными на сети железнодорожного транспорта.
  2. Возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между регионами.
  3. Высокая провозная и пропускная возможность железных дорог. Использование провозных возможностей железных дорог неодинакова по различным регионам страны из-за неравномерности расселения жителей по территории. 
  4. Возможность осуществления массовых перевозок пассажиров в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок.
  5. Возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток.
  6. Сравнительно высокая скорость и сроки доставки пассажиров.
  7. Доставка пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам.
  8. Относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 3-4 единицы.
Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами. Внутри страны в каботажном плавании морской флот имеет большое значение для обеспечения транспортных связей Дальнего Востока и Крайнего севера (прежде всего Приморья, Сахалина, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки).
 
По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих в отдельных случаях их преимущества:
  1. Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок.
  2. Сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их содержание или поддержание в эксплуатационном состоянии.
  3. Практически неограниченная пропускная возможность.
  4. Сравнительно малый расход топлива и затраты энергии. Морские пути горизонтальны, а линии прямолинейны.
  5. При перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозки.
К недостаткам морского транспорта относятся:
  1. Зависимость от естественно-географических и навигационных условий.
  2. Необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства.
  3. Ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы только между населенными пунктами, расположенными в этих районах.
Речной транспорт является важным звеном общей транспортной системы страны. Россия обладает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс. км, из которых 110 тыс. км являются судоходными или сплавными.
 
Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:
  1. Большая провозная возможность на глубоководных реках.
  2. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок. Себестоимость перевозок на реках Европейской части России примерно на 30 % меньше, чем на железных дорогах и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным.
  3. Относительно меньшие капитальные затраты.
К недостаткам использования речного транспорта относятся:
  1. Извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении.
  2. Ограничение использования подвижного состава, связанное с сезонностью работы.
  3. Удлинение маршрутов следования.
  4. Небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки пассажиров.
Велика роль автомобильного транспорта в удовлетворении потребностей населения в передвижении.
 
Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей, определяющих его широкое использование:
  1. Большая маневренность и подвижность. Способность доставлять пассажиров "от двери до двери".
  2. Высокая скорость доставки пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает только воздушному.
  3. В ряде случае более короткий путь движения пассажиров.
К недостаткам автомобильного транспорта относятся:
  1. Сравнительно высокая себестоимость, которая выше чем на водном и железнодорожном транспорте.
  2. Относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей.
  3. Недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.
В транспортной системе России авиационный транспорт является одним из видов в основном пассажирского транспорта. Важна роль воздушного транспорта в укреплении международных связей.
 
Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:
  1. Высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность поездки.
  2. Маневренность в организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями.
  3. Большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км).
  4. Кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта.
  5. Экономия времени пассажиров.
  6. Достаточно высокая культура обслуживания пассажиров во время полета.
К недостаткам воздушного транспорта следует отнести высокую себестоимость перевозок.
 
Для объективности оценки эффективности использования того или иного вида транспорта желательно исходить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различных регионах или направлениях. Целесообразные сферы применения видов транспорта при перевозке пассажиров сводятся к следующему.
 
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для осуществления пассажирских перевозок на средние расстояния и в пригородных сообщениях. Это один из старейших и основных магистральных видов транспорта в нашей стране. Его значение определяется такими свойствами, как независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток, что обеспечивает регулярность и бесперебойность перевозок, высокая провозная возможность, сравнительно высокая скорость и сравнительно невысокая себестоимость перевозок.
 
Морской пассажирский транспорт осуществляет главным образом пассажирские перевозки во внутренних сообщениях между портами и круизные поездки. Особенно велико значение морского транспорта в обслуживании северных районов Сибири и Дальнего Востока, не имеющих еще железных дорог.
 
Речной пассажирский транспорт выполняет дальние и местные перевозки по судоходным рекам и каналам.
 
В России более 70 тыс. рек общей протяженностью примерно в 2,0 млн. км и более 2,0 тыс. крупных озер. На протяжении 400 тыс. км реки пригодны для судоходства, и для развития сети водных путей сообщения имеются большие возможности.
Воздушный транспорт является основным видом транспорта для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Так, до 80 % пассажиров для поездок между Москвой и Владивостоком пользуются самолетами. Средняя дальность перемещения пассажиров составляет 1500 км.
Большую работу выполняют вертолеты, которые используются для пассажирских перевозок в труднодоступных и малонаселенных районах.
 
Автомобильный пассажирский транспорт является основным видом транспорта для поездок на короткие и средние расстояния. Автомобильный транспорт представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства со сложной и многообразной техникой и технологией, а также специфической организацией и системой управления.
 
Городской транспорт предназначен для перевозки пассажиров в городах и населенных пунктах. XX век часто называют веком урбанизации, т. е. бурного роста городов как по числу, так и по размерам. С 1900 г. численность городского населения страны выросла почти в 10 раз и с 1960-х гг. она является доминирующей. Вместе с городами развивались и городские транспортные системы, образовавшие самостоятельную отрасль - городской пассажирский транспорт. Он включает в себя несколько видов транспорта, а именно: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен. Последние три составляют группу городского электрического транспорта.
 
Динамику изменения показателей развития пассажирских перевозок в России можно проследить по табл. 1.1 и 1.2. Как видно из таблиц, в последние годы объемы перевозок и пассажирооборот по многим видам транспорта имели тенденцию снижения. Более медленными темпами, чем на железнодорожном, морском, внутреннем водном, воздушном, происходило снижение значений этих показателей на автобусном и городском электрическом транспорте, а по сравнению с уровнем 1970 г. перевозки этими видами пассажирского транспорта даже возросли в 1995 г. на 51 % (объем перевозок железнодорожным транспортом за этот период снизился на 26,7 %). Это в значительной степени объясняется резким спадом объемов таксомоторных перевозок в городах. Если в 1980 г. таксомоторным транспортом пользовались 684 млн. чел., то в 1995 г. всего 66 млн.
 
Автобусный транспорт за последние годы получил распространение во всех видах сообщений. В 1995 г. его доля в общем объеме перевозок составила 50,7 %. Развивается внутригородской электрический транспорт, прежде всего троллейбус и метрополитен.
 
Таблица 1
Примечание. До 1991 г. данные приведены без учета пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.
 
 Таблица 2
 
 
Проведенный анализ современного состояния пассажирских перевозок в России в условиях резкого спада производства и снижения жизненного уровня населения показывает, что их уровень не во всех сферах деятельности одинаков и, как правило, не соответствует современным требованиям, предъявляемым к качеству перевозок пассажиров.
 
Зачастую не обеспечивается установленное нормами время поездок, что объясняется низкими скоростями основных видов городского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), необходимостью совершать пересадки из-за несовершенства маршрутной сети и потерями времени на подходы к остановкам. В дискомфортных условиях с нарушениями установленных норм наполнения подвижного состава совершаются поездки в час пик. Устранение отмеченных недостатков - насущная задача ближайшего будущего.