Интересные статьи

Транспортная классификация автомобилей

Многообразие сфер применения автомобильного транспорта вызывает необходимость наличия разнообразных моделей подвижного состава, отвечающих условиям его эксплуатации. Поэтому конструкции пассажирских автомобилей непрерывно развиваются, увеличивается число типов и моделей автомобилей. В связи с этим естественным является необходимость классификации автомобилей по ряду признаков.

Согласно транспортной классификации, все автомобили прежде всего подразделяются на три основные группы по дорожным ограничениям.

К первой (группа А) отнесены автомобили и автопоезда дорожного типа, предназначенные для использования только на дорогах высших технических категорий с ровным усовершенствованным покрытием, допускающие осевые нагрузки до 12 т от одиночной оси и полную массу автопоезда до 60 т. К ним относятся автобусы всех марок ЛАЗ, ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-5256, ”Икарус”-250, -255, -260, -280.

Ко второй (группа Б) принадлежат автомобили и автопоезда дорожного типа, разрешенные к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования, допускающие осевые нагрузки до 6 т от одиночной оси. Максимально допустимая полная масса автопоезда - 30 т. Сюда относятся автобусы ПАЗ, КАВЗ, РАФ, ГАЗель и все легковые автомобили.

К третьей (группа В) относятся наиболее тяжелые автомобили, которые не предназначены и не могут допускаться к эксплуатации на дорогах общего пользования даже с капитальным покрытием. Их осевая нагрузка превышает предельные дорожные ограничения. Это внедорожные карьерные и лесовозные автомобили. Среди пассажирских автомобилей таких нет.

Все автомобили подразделяются на транспортные, используемые для перевозок пассажиров или грузов, и специального назначения - нетранспортные (автомобили скорой помощи, пожарные и т. д.). Транспортные автомобили и автопоезда могут быть грузовыми и пассажирскими. Пассажирские в свою очередь делятся на автобусы (пассажирский автомобиль, предназначенный для перевозки 9 и более человек) и легковые автомобили.

Каждая из трех основных разновидностей автомобилей (грузовые, автобусы, легковые) подразделяется по конструктивным схемам, типу кузова, размерности, виду перевозок, типу применяемого двигателя и по проходимости.

Автобусы по своим конструктивным схемам могут быть одиночнымиу сочлененными (тягач и полуприцеп с поворотным кругом, дающим возможность свободного перемещения из салона-тягача в салон-полуприцеп) (рис. 2.1) в виде автопоезда (автобус и автобусный прицеп).

autobus

Рис. 2.1. Городские автобусы: а - одиночные; б - сочлененные

Одиночные могут быть исполнены в виде одноэтажного, полутора- и двухэтажного транспортного средства (рис. 2.2). По типу кузова автобусы бывают капотными (КАВЗ-685) и вагонными (ЛиАЗ, ЛАЗ, "Икарус”). По расположению двигателя автобусы бывают с передним расположением, задним и размещением его под полом автобуса.

По размерности автобусы подразделяются на пять групп в зависимости от их длины. Для работников автомобильного транспорта естественнее будет различать автобусы не по длине, а по вместимости, выраженной числом пассажирских мест. В зависимости от назначения вместимость одинаковых по длине автобусов может быть различной.

autobus2

Рис. 2.2. Междугородные автобусы: а - одноэтажный; б - полутораэтажный; в - двухэтажный

В табл. 2.1 приведены данные по длине и вместимости всех пяти групп автобусов, а именно: I - особо малые автобусы (микроавтобусы), П - малые, Ш - средние, IV - большие и V - особо большие автобусы.

autobus3

По виду перевозок и, следовательно, назначению согласно определенным условиям эксплуатации автобусы могут быть: городскими, пригородными (рис. 2.3), междугородными (рис. 2.4), местных (внутрирайонных, сельских) сообщений, туристскими, экскурсионными, школьными.

autobus4

Рис. 2.3. Городской автобус

autobus5autobus6
 
Рис. 2.4. Междугородные автобусы

autobus7-a   autobus7-b
а   б
Рис. 2.5. Типы кузовов легковых автомобилей: а - автомобили с закрытыми кузовами (со сплошной жесткой стационарной крышей): 1 - седан (Sedan, Beiiine, Limousine, Saloon); 2 - купе (Coupe, Granturismo); 3 - хардтоп-ссдан (Sedan-Hardlop, Sport-Sedan); 4 - хардтоп-купе (нет данных); 5 - фастбек (Fastback, Fliessheck); 6 - комби или хетч-бек (Hatchback, Heckklap-penlimousine); 7 - универсал (Kombi, Break, StationWagon); 8 - лимузин (Limousine, PullmanVan, Kastenwagen); 9 - бескапотный кузов (нет данных); 10- фургон (нет данных); б - автомобили с открытыми кузовами: 11 - фаэтон (Phaeton, Convertible); 12 - фаэтон-универсал (Universal, Mehrzwech); 13 - кабриолет (Cabriolet): 14 - кабриолст-хардтоп (нет данных); 15 - родстер (Roadster. Spider); в - автомобили с комбинированным кузовом: 16 - брегам (Brougham); 17 - ландо (Loundoulet); 18 - тарга (Targa): 19 - пикап (Pick-up)

Легковые автомобили по конструктивным схемам подразделяются на автомобили с классической компоновкой (переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса), переднеприводные (переднее расположение двигателя и передние ведущие колеса) и с задним расположением двигателя.

По типу кузова они могут быть выполнены в виде купе (двухдверная модель), седана (четырехдверная модель), универсала (пяти-, реже трехдверная модель с расположением одной двери сзади), лимузина (с внутренней перегородкой), кабриолета (с открывающимся верхом), фаэтона (со снимающимся верхом и боковинами дверей) и др. (рис. 2.5).

По размерности легковые автомобили различаются в соответствии с рабочим объемом двигателя (литражом) и числом мест. Критерий "рабочий объем двигателя" принят во всех странах в качестве основного. Он используется для установления налога на автомобиль, а также в спортивной классификации. Все легковые автомобили подразделяются по размерности на пять классов: особо малые, малые, средние, большие, особо большие. Особо большие в транспортную классификацию включать нецелесообразно. Первые три класса разбиты в свою очередь на две группы каждый. При предельном между группами или классами рабочем объеме двигателя определяющей является сухая масса автомобиля (табл. 2.2).

autobus8

По виду перевозок легковые автомобили могут быть автомобилями общего пользования (такси), ведомственными, автомобилями личного пользования, прокатными.

По типу применяемого двигателя автомобили подразделяются на автомобили с карбюраторными двигателями, работающими на бензине; с дизельными двигателями; с двигателями, работающими на газе, и на автомобили с газотурбинными и электрическими двигателями.

По проходимости автомобили могут быть дорожного исполнения (с ограниченной проходимостью) для движения по дорогам, а также повышенной и высокой проходимости (для работы в тяжелых дорожных условиях и при относительном бездорожье).

Транспортная классификация не исключает существования других классификаций более узкого, специального назначения.