Интересные статьи

Перспективные типы пассажирского подвижного состава

Перспективные потребности страны в осуществлении основных видов перевозок должны быть обеспечены различными типами автобусов при высокой производительности, экономичной работе, комфортабельности и безопасности поездок пассажиров. Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта определены требования, предъявляемые к автомобильной промышленности по выпуску автобусов. В структуре автобусного парка нашей страны основным типом автобусов остается городской большой вместимости.

В настоящее время используются одиночные отечественные автобусы на базе ЛиАЗ-5256 с дизельным двигателем, одиночные "Икарус-260", сочлененные "Икарус-280 и 283", а также автобусы ряда других зарубежных фирм. Необходимо отметить, что десятилетия работы фирмы "Икарус" на российский рынок не могли не сказаться на результатах и преимущества этих автобусов весьма заметны, особенно в зимний период. В ряде рекламных изданий говорится о чрезвычайно высокой долговечности некоторых зарубежных моделей. К сожалению, в условиях России с учетом климата, состояния дорог, высокого наполнения автобусов в часы пик это становится маловероятным.

f5551358356d4be041b51ce78fc

Перспективный одиночный городской автобус большого класса должен быть низкопольным и иметь номинальную вместимость не менее 90 чел.; дизельный двигатель желательно с горизонтальным расположением цилиндров; две накопительные площадки и три широкие (1200 мм) двустворчатые, поворотного типа двери; с углами свеса не менее 9°, дорожным просветом 200-210 мм и длиной до 15 м.

Предусмотрены также городские автобусы среднего класса вместимостью 60-70 чел. и особо большого класса вместимостью 110-125 чел. с тремя накопительными площадками и четырьмя двойными дверями.

Пригородный автобус уже не может быть модификацией городского и должен стать самостоятельной базовой моделью, так как условия его эксплуатации требуют наличия больших углов свеса (не менее 11°) и дорожных просветом (240 мм), что сопряжено с изменением конструкции как кузова, так и подвески. Введен тип пригородного автобуса в качестве самостоятельной базовой модели с наличием двух дверей шириной 830 мм в отличие от городского. Желательно иметь пригородные автобусы двух классов: среднего (60-65 чел. при 30-35 местах для сидения) и большого (75-85 чел. при 45-50 местах для сидения).

Соответствующие транспортные средства нужны для улучшения транспортного обслуживания сельского населения. Маршрутные автобусы для сельской местности должны выпускаться малого класса (20-25 чел.) с колесной формулой 4x2 (для дорог с твердым покрытием) и 4 х 4 (для грунтовых дорог), а также среднего класса (30-35 чел.) для дорог 1-3 категорий. Передний угол свеса должен быть в пределах 25°, задний - 18° и дорожный просвет - 270 мм. Во всех автобусах следует предусматривать багажные отсеки или грузовые площадки в салоне. Для междугородных перевозок необходимы автобусы трех классов: малого, среднего и большого. Малые - вместимостью 20-24 чел. с небольшими удобствами для маршрутов протяженностью 50-200 км. Средние - вместимостью 30-35 чел. с нормальным уровнем комфорта (регулируемые сидения, багажные отделения, гардероб в задней части салона, к которой примыкает моторный отсек). Большие автобусы желательно выпускать в двух исполнениях: нормального (40-45 чел.) и повышенного комфорта (32-35 чел.) с наибольшими удобствами для проезда пассажиров (бар, холодильник, туалет, кондиционер и т. д.). Все автобусы междугородного типа должны иметь шторы на окнах, эффективные системы вентиляции и отопления, достаточную освещенность в темное время суток.

Маршрутные такси следует производить особо малого класса. Модификации автобусов горного исполнения - малого класса, а северного исполнения - малого, среднего и большого класса.

Сводные данные по типам автобусов приведены в табл. 2.5.

type1

К перспективному типу легковых автомобилей целесообразно подходить, имея в виду как ближнюю, так и дальнюю перспективу. Нельзя сбрасывать со счетов сформировавшуюся традицию развития нашего общественного транспорта. Это в немалой степени должно повлиять на уровень потребности в легковых автомобилях.

В настоящее время насыщенность легковыми автомобилями у нас в стране находится в пределах 170 автомобилей на 1 тыс. жителей. За последние 10-12 лет насыщенность увеличилась в 3 раза, а численность парка автомобилей России приближается к 30 миллионам единиц. Несмотря на существенное увеличение парка автомобилей мы все еще значительно отстаем от развитых стран по числу автомобилей, приходящихся на 1 тыс. жителей. В связи с климатическими особенностями России и сложившейся ориентацией населения на общественный транспорт рациональным уровнем насыщенности автомобилями можно считать 230-250 автомобилей на 1 тыс. жителей.

Какие же типы легковых машин целесообразны для нас? Жизнь требует две категории: автомобили для города и для села. В настоящее время города, особенно крупные, близки к насыщению автомобилями. В то же время жители сельских районов, не имеющих развитой транспортной сети, испытывают большую потребность в личных автомобилях, которые могут обеспечить свободу маневра, столь необходимую в связи с кооперативным движением и возрождением крестьянских хозяйств. Поэтому увеличивать парк автомобилей желательно прежде всего на селе, и в технических требованиях таких автомобилей должны быть отражены специфические условия их эксплуатации.

Некоторые параметры целесообразных автомобилей для нашей страны приведены в табл. 2.6, предложенной в свое время А. А. Чеботаевым. Особо малый класс включает в себя две группы. Желательно иметь массовое производство сравнительно дешевых, экономичных, маневренных и простых в эксплуатации автомобилей типа "Ока", "Панда", ориентированных на города. Машины второй группы ориентированы на несколько большую мощность и комфортабельность.

type2

Малый класс - самый распространенный сегодня как в мире, так и у нас в стране. В нем предусмотрены три группы. К первой группе относятся переднеприводные ВАЗ-2108 и 2109. Ко второй группе относятся заднеприводные автомобили классической компоновки джипы типа "Нива" и седан повышенной комфортабельности на базе ВАЗ-2110 и его модификации. В то же время есть смысл предусмотреть в этой группе машину с изменяемым клиренсом, блокировкой дифференциала, валом отбора мощности, отличающуюся надежностью и долговечностью, в меньшей степени ориентированную на станцию технического обслуживания. Такой автомобиль найдет применение в сельской местности.

На базе автомобилей первой и второй групп целесообразно предусмотреть модели с кузовом вагонного типа – многоцелевые минивэны, совмещающие достоинства микроавтобуса, универсала и фургона на пять - семь мест.

На модели третьей группы ориентирован Ижмаш. Имеются в виду современная базовая модель и ее модификации по кузову, а в дальнейшем - седан с укороченным багажником.

Средний класс имеет две группы. В первой группе находятся специализированные автомобили-такси, рассчитанные на интенсивную эксплуатацию с кузовом вагонного типа и дизельным двигателем. Автомобили второй группы предназначаются в основном для служебного пользования и характеризуются высокой комфортабельностью. На базе его узлов может быть налажен выпуск полноприводной модели.

К большому и высшему классам относятся представительские автомобили, ориентированные только на служебное пользование.