Интересные статьи

Перевозка пассажиров маршрутными такси

Промежуточное положение по уровню обслуживания между перевозками пассажиров маршрутизированными видами городского транспорта и такси занимают перевозки маршрутными такси. Маршрутные таксомоторные перевозки обеспечивают рациональное сочетание удобств, свойственных такси, с экономичностью перевозки в автобусном сообщении. Одновременное обслуживание небольшой группы людей делает поездку более комфортабельной, позволяет частично учесть индивидуальные требования пассажиров, повысить скорость сообщения и значительно сократить (по сравнению с такси) стоимость поездки.

Наряду с работой на фиксированных маршрутах, маршрутные такси могут осуществлять движение по оперативно назначаемым маршрутам, формируемым по заявкам пассажиров. Перевозки пассажиров маршрутными такси в городах (реже в пригородах и сельской местности) организуют на направлениях, которые не обслуживаются другими видами пассажирского транспорта, или параллельно по заранее рассмотренным и утвержденным маршрутам в автобусах особо малой или малой вместимости. Пассажиропотоки на таких направлениях, как правило, незначительны для массовых видов транспорта, но стабильны во времени и устойчивы по территории. Маршрутные такси используются в городах также для замены маршрутных автобусов в периоды дежурного движения. При постоянстве трассы маршрута и его конечных пунктов промежуточные остановки могут не фиксироваться, а производиться по требованию пассажиров.

gazel

Начиная с 1960 г., в нашей стране постоянно увеличивается число городов, в которых организовано движение маршрутных такси. Маршрутные такси относятся к перспективным системам обслуживания пассажиров, популярность которых возрастает из года в год. И хотя маршрутные такси перевозят меньшее число пассажиров по сравнению с другими видами городского транспорта, их роль в транспортной системе города определяется специфичностью сферы использования.

Опыт ряда городов России, а также результаты изучения спроса населения показывают, что 10-20 % пассажиров в городах предпочли бы другим видам транспорта маршрутное такси. Это могло бы примерно на 10-15 % сократить средние затраты времени на поездку и обеспечить более комфортные условия для определенного числа пассажиров, так как скорость сообщения маршрутных такси в 1,5-2 раза выше, чем у маршрутных автобусов. В среднем по причине комфортабельности и скорости маршрутные такси выбирают 74 % пассажиров.

Особенностью маршрутных таксомоторных перевозок является то, что это не самостоятельная, а вспомогательная форма обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый пассажирский транспорт, а с другой - повысить качество транспортного обслуживания. В различных городах используют такие способы организации движения маршрутных такси, как дублирующие маршруты, частично дублирующие и самостоятельные. Опыт работы показывает, что наиболее перспективными являются самостоятельные маршруты, что обусловлено спецификой маршрутных такси, предназначенных для освоения небольших пассажиропотоков и движения с малыми интервалами на относительно короткие расстояния по направлениям, лишенным транспортных связей.

Несмотря на то, что число маршрутных такси постоянно растет, качество обслуживания пассажиров практически не улучшается. Основная причина заключается в том, что маршрутная таксомоторная сеть, как правило, почти полностью дублирует автобусные маршруты. Не принимается во внимание, что основная задача маршрутных такси - это не столько разгрузить существующую автобусную сеть, сколько связать между собой районы города, не имеющие прямого беспересадочного автобусного сообщения.

Зачастую остановки маршрутных такси совпадают с остановками маршрутизированного городского общественного транспорта, что усложняет работу водителей, увеличивает время простоя на промежуточных остановках, повышает аварийность и ухудшает экологическую обстановку в городе. Так, например, для г. Волжского в общем выбросе вредных веществ наблюдается увеличение доли транспорта с 55,6 в 1997 г. до 69,3 % в 2000 г.

Нередко основным законодателем организации маршрутных таксомоторных перевозок оказывается комитет по антимонопольной политике, который обязывает ГИБДД, транспортную инспекцию и администрацию городов давать согласие владельцам маршрутных такси на открытие маршрутов, или работы частного предпринимателя на любом маршруте по его желанию. Это приводит к тому, что надлежащий контроль за работой маршрутных таксомоторов отсутствует, водители не соблюдают кодекс законов о труде, работают без обеденного перерыва, дольше положенного времени и т. д.

Однако в городах Черкесске, Пензе, Находке, Череповце, Кисловодске и некоторых других маршрутную сеть и характер работы маршрутных такси определяет администрация местного самоуправления. Так, например, в Череповце все частные перевозчики работают в режиме общественного транспорта, т. е. перевозят все категории пассажиров, включая льготных. За это они получают компенсацию выпадающих доходов на одинаковых условиях с муниципальными ПАТП. Город получил пассажирский транспорт, полностью удовлетворяющий потребности населения в перевозках. Заказчиком перевозок пассажиров выступает администрация города. Муниципальные пассажирские предприятия и частные предприниматели допуск к участию в перевозке пассажиров получают на конкурсной основе. Под конкурсным отбором имелся в виду выбор наиболее приемлемого для заказчика перевозчика и передача ему по договору прав на обслуживание городского или пригородного маршрута в полном объеме или только на определенное количество рейсов, на определенный срок. Под городским и пригородным маршрутом понимался маршрут общего пользования, разработанный на основании обследования пассажиропотоков, либо традиционно сложившийся и наибольшим образом отвечающий потребностям населения, одобренный конкурсной комиссией. Так, в г. Находке (Приморский край) лицензия рассматривается как одно из условий для участия в конкурсе на право работать на одном из городских маршрутов. Для этого в г. Находке была создана и утверждена постановлением городской администрации конкурсная комиссия из числа представителей администрации города, ГИБДД, филиала отделения Ространсинспекции. Комиссия изучила величину пассажиропотоков в городе, состояние маршрутов и автомобильных дорог, степень удовлетворения запросов пассажиров муниципальным транспортом. Учитывался уровень загазованности основных жилищных массивов. Было определено потребное число автотранспорта для всех маршрутов, в том числе и ’’невыгодных”. Основная задача комиссии - включить перевозчиков всех форм собственности в единую контролируемую и управляемую систему.

Прошедший по конкурсу перевозчик заключает договор с мэрией с определением ответственности договаривающихся сторон. Весь транспорт города, как муниципальный, так и частный, стал работать по единым согласованным графикам, не мешая, а дополняя работу друг друга, поскольку контролировался ЦДС города.

Под жестким контролем оказались: ежедневный технический осмотр автобусов, медицинское освидетельствование водителей, режим их труда и отдыха. Подобная организация перевозок имеет место и в г. Кисловодске.

В г. Пензе кроме муниципальных пассажирских предприятий на пассажирских перевозках работают 9 частных фирм, объединяющих более 1000 владельцев автомобилей. Между "Пензавтот- рансом", транспортной инспекцией, ГИБДД и предприятиями, объединяющими индивидуальных владельцев пассажирского автотранспорта имеется тесное взаимодействие.

Постановлением главы администрации г. Пензы создана единая конкурсная комиссия, которая оценивает пассажиропотоки, вносит предложения по открытию новых маршрутов, по количеству подвижного состава работающих на них, по тарифам и другим вопросам. Каждый маршрут общего пользования закреплен за конкретным автопредприятием по принципу: "один маршрут - один перевозчик". Для каждого маршрута разработаны графики работы и рассчитаны интервалы движения подвижного состава.

Индивидуальный владелец автомобиля, имеющий лицензию, сдает автомобиль в аренду автотранспортному предприятию с водителем или без него. Если владелец автомобиля хочет взять его на несколько дней для личных нужд, он должен выписать это транспортное средство, предварительно сдав договор на аренду и лицензионную карточку.

Создание объединений частных перевозчиков позволило защитить муниципальный и "свой” транспорт от предпринимателей, работающих нелегально. Штатные и внештатные работники автопредприятий постоянно дежурят на линии. О каждом ’’левом” перевозчике и местах, где он обнаружен, сообщается в транспортную инспекцию. Там эти данные обобщаются и выдается задание одной из трех мобильных групп из работников транспортной инспекции, ГИБДД и налоговой инспекции для принятия мер.

Появилась возможность организовать управление большой массой частных перевозчиков, наладить систему профилактики безопасности перевозки пассажиров. Выпуск подвижного состава на линию контролирует механик. Водители проходят стажировку, инструктаж и ежегодное обучение по специальной программе. Централизованно выполняются техническое обслуживание и текущий ремонт.

Необходимо отметить, что наличие на маршрутах городского общественного транспорта перевозчиков разных форм собственности создает активную конкурентную среду на рынке пассажирских перевозок и обеспечивает надлежащее решение проблемы организации пассажирских перевозок в городах.

Основным типом подвижного состава, применяемого в качестве маршрутных такси, являются автобусы особо малой вместимости (15 мест для проезда сидя), выпускаемые в Нижнем Новгороде - ГАЗ-32213. Кроме автобусов ГАЗ-32213 в ряде городов используют автобусы малой вместимости Павловского автобусного завода ПАЗ-3205.

Процесс транспортного обслуживания населения маршрутными такси является вероятностным, представляющим собой совокупность множества случайных процессов: формирование пассажиропотоков, интенсивность движения на линии маршрута и т. д. Обобщение опыта работы маршрутных такси в разных городах страны показывает, что рациональная организация таких перевозок возможна только при наличии данных о корреспонденции пассажиров на выбранных направлениях. Применяются известные методы получения аналогичной информации в автобусном сообщении.

Организация маршрутных таксомоторных перевозок предусматривает следующую последовательность работ. На плане города со схемой маршрутов городского пассажирского транспорта и отмеченными местами концентрации пассажиров (вокзалы, торговые центры, стадионы и т. д.) выявляются пункты, между которыми возможна организация маршрутных таксомоторных перевозок. К таким пунктам могут относиться те места, где отсутствует беспересадочный проезд; где имеют место незначительные, но устойчивые пассажиропотоки; где по дорожным ограничениям невозможна организация движения автобусов. Это могут быть вокзалы, аэропорты, торговые центры для связи между собой, с центральной частью города и жилыми массивами.

Исходными данными для технико-экономического обоснования организации маршрутных таксомоторных перевозок на предварительно выбранных направлениях являются данные о пассажиропотоках, полученные на основе обследования пассажиропотоков функционирующих видов пассажирского транспорта населенного пункта. Корреспонденции пассажиров на направлениях, не обслуживаемых массовыми видами городского транспорта, определяются по данным опроса жителей на основных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктах, а также на стоянках такси, расположенных вблизи предполагаемых трасс маршрутных такси. На основе полученной таким образом информации составляется расчетная таблица корреспонденций пассажиров маршрутных такси.

По расчетной таблице корреспонденций можно определить: начальные, конечные пункты маршрутов и протяженность их; время начала и окончания работы маршрута; целесообразные интервалы движения по часам суток; вместимость и необходимое число подвижного состава; максимальный часовой пассажиропоток; среднесуточный объем перевозок; среднюю дальность поездки пассажиров.

Расчет потребного числа подвижного состава на маршруте Ам проводится для времени наибольшего спроса на перевозки по участкам и направлениям с максимальным пассажиропотоком:

formula1

где formula2 - максимальный часовой пассажиропоток по участкам маршрута;

formula3- время оборотов;

formula4- вместимость подвижного состава.

Скорость движения устанавливается согласно нормированию времени по пробным рейсам.

Работа маршрутных такси регламентируется временем в наряде, числом выполненных рейсов, выработкой на один час работы и интервалами движения (количеством такси на линии), дифференцированными по часам суток. Опыт эксплуатации показывает, что уровень организации их работы в различных городах страны неодинаков. Уровень рентабельности применения маршрутных такси определяется действующим тарифом, типом подвижного состава, расстоянием перевозки пассажиров.

Представляет интерес зарубежный опыт организации маршрутных таксомоторных перевозок по заявкам. Система обслуживания населения по заявкам имеет общий принцип работы в различных странах. Подвижной состав, используемый в заказных маршрутных таксомоторных перевозках, - как правило, радиофицированные микроавтобусы. Они осуществляют перевозки "от двери до двери". В некоторых случаях доставка производится к определенному узловому пункту пересадки или к основной транспортной магистрали. Порядок оплаты за проезд такой же, как у легкового такси.

Предварительные и срочные заявки поступают от жителей обслуживаемой территории в диспетчерский пункт. Разовые заявки принимаются по телефону, а на постоянные поездки продаются абонементы. В заявках на поездки указываются начальные и конечные пункты, время подачи транспорта и число мест.